Мошенничество в финансовой сфере.
Уголовный кодекс определяет мошенничество как «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием». Жертва мошенничества лишается имущества, добровольно передав его мошенникам. И лишь спустя какое-то время человек понимает, что стал жертвой обмана. Любое мошенничество связано с отъемом денег. С мошенничеством может столкнуться каждый человек, вне зависимости от того, обладает ли он крупной суммой денег или не обладает.
Проявите осмотрительность!
Финансовая пирамида – способ финансового мошенничества, при котором выплата денежных средств участникам производится за счет средств, внесенных другими вкладчиками. Наиболее известной финансовой пирамидой в России была МММ, организованная Сергеем Мавроди в 1994 году. О ней слышали все. Но новые мошеннические организации, работающие на тех же принципах, по-прежнему работают.
Фальшивомонетничество - Для того, чтобы не стать жертвой фальшивомонетчиков, необходимо:
*Знать, какие купюры (в том числе памятные) имеют хождение на территории РФ и какие признаки подлинности они имеют. Эта информация доступна на сайте Банка России в разделе «Банкноты и монеты»;
*Внимательно осматривать купюры вне зависимости от того, откуда они получены – из банкомата, из кассы банка, от водителя такси и т.д.;
*При возникновении сомнений в подлинности купюры, которую предлагают в качестве сдачи, оплаты и т.д., обязательно просить заменить ее на другую;
Быть бдительным и пресекайте любую суету при передаче наличных денег, в том числе попытки передать деньги скрытно, в плохо освещенном месте;
*Настороженно относиться к нетипичным ситуациям, например, к просьбе неизвестных лиц разменять деньги или к предложениям поделить по-братски найденную на улице купюру.
Обмен валют - Наиболее распространенные схемы мошенничества и недобросовестные действия при обмене валюты:
*Высокая комиссия.
*Прилипшие купюры.
*Разные курсы.
*Обменник-однодневка.
Для того, чтобы не стать жертвой мошенничества при обмене валюты, нужно:
*Убедиться, что обменный пункт действует легально, т.е. является отделением одного из действующих банков (для этого необходимо убедиться в том, что банк с таким названием имеет лицензию Банка России и затем удостовериться, что это отделение действительно принадлежит данному банку);
*Досконально обсудить условия обмена (курс, комиссию) до начала операции. Если условия кажутся сложными и запутанными, то стоит напрямую спросить, какая сумма будет выдана в результате обмена.
*Внимательно пересчитать и осмотреть полученные купюры, не отходя от кассы.
*Проверить кредитную организацию можно на сайте Банка России в разделе «Справочник по кредитным организациям» или на сайте «Финансовая культура» в разделе «Справочник участников финансового рынка».
Мошенничества с банковскими картами -
Наиболее характерные и популярные аферы с банковскими картами:
*Фишинг (это обман пользователя с целью получения его личных данных, таких как логин, пароль, номер телефона или банковской карты).
*Звонок из службы безопасности банка.
*Скимминг (это незаконный способ получения картографических данных путем считывания данных с магнитных полос и копирования их на поддельные карты. Затем с помощью поддельной карты будет произведено снятие средств или снятие средств с карты).
*Мошенничество в торговых точках.
ОСМОТРИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН
(при выборе финансовой организации и финансовой услуги)
Общие принципы:
*использовать только понятные финансовые услуги. Финансово грамотный человек может не разбираться во всех финансовых услугах, но он пользуется только теми услугами, в которых разбирается.
*проверять поставщика услуг. Если название организации не знакомо клиенту, организацию необходимо проверить. Сделать это можно на сайте Банка России или в разделе «Справочник участников финансового рынка» на сайте Финансовая культура.
*изучить договор. Это необходимо, даже если подписания договора не избежать.
*уведомлять об изменениях. в договоре с финансовой организацией содержится обязанность клиента уведомлять организацию об изменении данных (фамилии, номера паспорта, телефона, адреса прописки и т.д.).
*хранить документы, как минимум до окончания действия договора.
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
(финансовых услуг)
Общие принципы
Перед тем, как обратиться в государственные органы или правозащитные организации, необходимо попытаться решить проблему с поставщиком услуги в досудебном порядке.
Споры потребителей с финансовыми организациями помогут урегулировать:
Уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг (финансовый уполномоченный);
Роспотребнадзор;
Банк России;
Саморегулируемые организации в сфере финансового рынка и другие объединения участников финансового рынка.
Общественные объединения потребителей, другие общественные объединения.
Обращение в суд.
Потребитель финансовых услуг имеет право на судебную защиту интересов. Защищать свои интересы в суде гражданин может как самостоятельно, так и с помощью юриста или адвоката.