Ещё свежи воспоминания о посещении участниками кружка «Краеведения», созданного участковой социальной службой при ГБУ «КЦСОН» Конаковского района, Тверской картинной галереи, а на встречу, посвященную создателям Третьяковской галереи, собрались любители живописи, слушатели клуба «Серебряные нити», в марте, чтобы еще раз насладиться созерцанием наиболее известных произведений художников 19 века, послушать описание картин, истории их создания, узнать о судьбе авторов.
Встреча бала посвящена известным меценатам-братьям Сергею и Павлу Третьяковым, коллекционировавшим работы русских художников, хотя в 19 веке предпочтение отдавалось западноевропейским. Благодаря Третьяковым были собраны предметы древнерусского искусства, начиная с 11 века, портретная живопись 18 века.
Сергей был любителем, а Павел посвятил созданию галереи всю жизнь. Идея «положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств» впервые прозвучала ещё в «завещательном письме» 28-летнего Павла и стала выражением стержневого жизненного принципа Третьякова-купца и гражданина: «… наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу (народу)». Деньги должны служить лучшим целям, а не простому растрачиванию.
Многие картины из собрания Третьяковской галереи знакомы с детства, ибо их репродукции были размещены на обложках школьных учебников. Это и «Охотники на привале» В.Перова (сразу вспоминаются «Записки охотника» Тургенева), «Грачи прилетели» А.Саврасова, одна из вершин русского пейзажа, «Неизвестная» И.Крамского, одного из основателей общества «передвижников», «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» И.Сурикова, мастера исторических панорам, «Три богатыря» В.Васнецова, разработчика фасада здания в Лаврушинском переулке.
Потрясающим действием обладают картины В.Верещагина «Апофеоз войны» (взору открывается истинное лицо войны: разруха и отчаяние), «Тройка» В.Перова. Каждому из нас предлагает заглянуть внутрь самого себя картина «Христос в пустыне» И.Крамского, сделать нравственный выбор, неминуемый в жизни каждого человека.
Потрясло описание благотворительных дел Третьяковых: создание московского училища живописи, Арнольдо-Третьяковского училища для глугонемых, строительство Третьяковского переулка в Москве, финансовая поддержка возведения Храма Христа Спасителя, экспедиции Н.Н.Миклухо-Маклая, многочисленные пожертвования на нужды бедных, стипендии, помощь деятелям науки и искусства. И это при наличии 6 детей, которых надо было обеспечить материально.
Если бы не настойчивость П.Третьякова и не его высокое чувство ответственности перед народом, для которого необходимо было запечатлеть силой русского искусства образы великих людей, исторических событий, мы бы не имели и десятой доли той богатейшей коллекции, которой располагает Третьяковская галерея.
Все слушатели были восхищены нравственными качествами и великими делами братьев Третьяковых.